Сведения о ДОО

Общие сведения

Документы

Для вас, родители

Наши успехи

Главная » Статьи » делимся опытом

Формирование образных средств языка у дошкольников при ознакомлении с природой Севера.Воспитатель 1 квалификационной категории Ботвенко Л.М

             При ознакомлении детей с природой Севера разработала цикл занятий по теме: «Что мы называем  Севером», «Флора и фауна Заполярья», «Обитатели Арктики и Тундры», «Дети леса», «Осень может быть разной», «Зимние напевы», «Лес и лесные чудеса» и т. д. Рассказы – беседы сопровождаю чтением художественной литературы, которая помогает детям осознать специфику литературных жанров (сказок, рассказов, стихотворений, произведений устного народного творчества); учит понимать значение образных выражений, целесообразность их использования в тексте и является важнейшим источником развития выразительности речи.

        При ознакомлении детей с сезонными изменениями и явлениями, происходящие в природе Севера использую произведения малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, приговорки, скороговорки, потешки). Например: Почему северяне шутят: «У нас двенадцать месяцев зима, остальное лето»; пословицы: дым столбом – к морозу, ворона нос под крыло прячет – к холоду, если ночью был иней, днём снег не выпадет и т. д.; вопросы-загадки: «Где на земле грибы выше деревьев растут?», «На каком базаре ничего не купишь», «Из какой крупы каши не сваришь», «Летом белая – зимой серая» и др.; скороговорки: синичка, синичка – воробью сестричка; потешки: Голуби, голубочки на крыше сидят, друг на друга глядят. Целуются, милуются, друг на друга любуются. 
         Разнообразные творческие задания на подбор эпитетов, сравнений, метафор и других средств художественной выразительности оказывает большое влияние на развитие образной речи. Специальные творческие здания, проводимые на материале фразеологизмов, пословиц, поговорок, загадок развивают поэтический слух и подводят детей к перенесению разнообразных средств художественной выразительности в самостоятельное словесное творчество.
         Одна из актуальных проблем развития речи старших дошкольников – формирование образных средств языка, которые способствуют более точной и более выразительной речи. Образность речи – наличие в ней изобразительности, наглядности, «картинности» при обозначении предмета, признака, действия словом, словосочетанием или предложением.   Образность речи вырабатывается в результате тренировки речевых навыков, сосредоточения внимания на выразительных возможностях языка, накопления опыта использования различных языковых средств. 
         Образность предполагает отражение действительности художественными средствами, в том числе словами, употребляемыми в переносном значении.  В своей работе по ознакомлению с природой Севера я использую сравнение, олицетворение и фразеологические обороты. 
          Для формирования понимания и употребления образных средств языка предлагаю детям следующие речевые задания.  Предлагаю рассмотреть  на модели изучения сравнений, олицетворений и фразеологизмов.
Сравнение строится на сопоставлении предметов, явлений, действий, качеств, имеющих близкие или одинаковые признаки. 
          Для  «Понимания и  употребление сравнений» предлагаю детям следующие задания, целью которых является
– учить понимать, подбирать слова к сравнениям, использовать их и составлять в широком контексте.
1. Понимать сравнения, основанные на сопоставлении предметов с использованием наглядного материала:  
Подумайте: «Что (кто) как солнышко?», выберите подходящую картинку и назовите изображение на ней.
Как солнышко (разноцветный мяч, подсолнух, круглый воздушный шар, легковая синяя машина)
Как снег (белый кусковой сахар, носок белого цвета, шоколадное мороженое, ромашка)
Как небо (голубой свитер, голубые глаза, очень высокое дерево, вода в озере)
Как ветер (бегущий человек, снег, падающий на землю, лёгкий капроновый шарфик, машина «скорой помощи)
2. Понимать сравнения без наглядного материала:
Детям предлагаю ответить на вопрос: «Что (кто) как солнышко?»,  Например: одуванчик.  Как снег, как небо, как ёж, как золото, как стебелёк, как иголка, как льдинка.
3. Понимать сравнения на основе сопоставления предметов по признаку:
Подбери слова – признаки: если о предмете говорят «как снег», то он какой? Например: как снег – белый, холодный, пушистый.  Как небо, как сахар, как ёж, как солнце, как волчица, как радуга, как камень, как капелька, как иголка, как ниточка, как шар.
Скажи: «Кто (или что) хитрый, как лиса?» Например: хитрый как лиса – мальчик. Голубой,  как небо. Лёгкий как пёрышко. Колючий, как ёж. Круглый как шар. Тихий как мышка.  Яркий, как солнце. Холодный как лёд. Твёрдый как камень. Цветной, как радуга.
4. Понимать  сравнения, основанные на сопоставлении по признаку в более широком контексте:
Подбери пропущенное слово. Например: у кошки были глаза (какие?) как блюдца. (Большие и круглые)
Речевой материал Лена повязала платок (какой) как мак. Вошла девушка (какая) как солнышко; В коробке лежали карандаши (какие?) как радуга. У великана были руки (какие?) как ветки дерева.  Под ёлкой лежали шишки (какие?) как ежата. На землю упал снег (какой?) как пух. На небе появилась туча (какая?) как ночь
Закончи предложение. Например: на небе появилась чёрная, как ночь… Что? (туча).  Мы шли по мягкой как коврик… На землю упал лёгкий,  как пух… В дом вошла прекрасная, как солнце… В коробке лежали разноцветные, как радуга…
5. Понимать сравнения, основанные на сопоставлении по действию:
Подбери пропущенное слово. Например: белочка (что делала?) хвостиком, как платочком (Махала).  Мальчик на коньках (что делал), как ветер. Ветви черёмухи (что делают), как кудри. Перед цыплёнком червяк (что делал?), как змейка
Подбери пропущенное слово. Например:  от радости подскочил, как мячик…Кто? (Мальчик). За окном галдели, как птицы…Кто? На коньках мчался как ветер…Кто? Под деревом встал как столбик…Кто?
 
6. Составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по разным основаниям:
Сравни с чем-нибудь (кем–нибудь) арбуз. Например: арбуз – как мяч, как зебра, как сахар и др. Одуванчик. Ёлка. Заяц. Мороженое. Лента. Апельсин.
7. Составлять сравнения, основанные на сопоставлении предметов по  признаку:
Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) что-то белое. Например: белый – как снег, как молоко и др. Речевой материал. Твёрдый, красный, голубой, колючий, мягкий, зелёный.
Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) горячий чай. Например: чай горячий как огонь. Твёрдый хлеб, красный шарф, красивая снежинка, голубые глаза, круглый стол.
8. Составлять сравнения, основанные на сопоставлении по действию:
Сравни с чем-нибудь (кем–нибудь) того, кто сердито рычит. Например: сердито рычит как зверь. Ярко блестит; высоко прыгает; ярко светится; страшно воет; быстро тает; тихо ходит.
Сравни с чем-нибудь (кем-нибудь) собаку. Например: собака рычит как лев. Кувшин блестит, девочка высоко прыгает, фонарь ярко горит, мальчик очень медленно идёт, мороженое быстро тает.
9. Использовать сравнения, основанные на сопоставлении по признаку:
Закончи предложение. Например: хлеб высох и стал твёрдый как камень. На травке гулял цыплёнок – жёлтый, как…, У этой птицы были крылья – голубые как…, Ветви у ёлочки колючие, как…,У этого гриба ножка тоненькая, как…
10.  По действию: Закончи предложение. Например: бульдог рычал на маленькую собачку, как лев. На полке стоял кувшин и блестел, как …, Зимой вьюга воет, как …, Крапива жжётся, как…, В тепле лёд тает, как…
 
Олицетворение – это перенесение человеческих черт на предметы явления неживой природы, на мифические существа. Олицетворение, создавая личностно ориентированную картину мира, является одной из наиболее сильных образных речевых средств
         Для выявления особенностей понимания и употребления олицетворений предлагаю детям следующие задания. Цель заданий – учить понимать, объяснять и использовать олицетворения в условиях предъявления их в широком контексте, дифференцировать прямое и переносное значение глаголов в контексте.
1. Выбрать из двух предложений то, в котором говорится о том, что бывает на самом деле.
Волк воет. – Ветер воет. Мама злится. – Зима злится. Человек в окно стучится – Весна в окно стучится. Шёл человек. – Шёл снег. Дети бегут. – Ручьи бегут. Миша шлёпает по лужам. – Весна шлёпает по лужам. Девочка плачет. – Сосулька плачет.  Мальчик раздет. – Лес раздет. Сестра заснула. – Река заснула. Пловцы плывут. – Облака плывут. Девочка смеётся. – Солнце смеётся. 
2. Предъявляемый речевой материал содержит несколько олицетворений. Детям предлагается объяснить одно из присутствующих олицетворений в контексте: 
 
 
Зима недаром злится -                                          Ветер воет, завывает,                                                          
Прошла её пора,                                                    Гнёт деревья до земли.
Весна в окно стучится        С веток яблоки срывает,                                                     
И гонит со двора.                                                  Тащит шапку с головы
Ф. Тютчев                                                                                         Л. Квитко
 
Уж тает снег, бегут ручьи,                                    Лес почти совсем  раздет
В окно повеяло весною.                                        Ни гнезда, ни птицы нет.
Засвищут скоро соловьи,                                           Только ветер стонет, стонет
И лес оденется листвою.                                       По тропинкам листья гонит
А. Плещеев                                                                                         Л. Квитко
 
Побелели поля и пригорки,                                    Долго шла весна тайком       
Тонким льдом покрылась река,                              От ветров и стужи 
Притихла, уснула, как в сказке.                               А сегодня – прямиком 
Г. Скребицкий                                                          Шлёпает по лужам
                                                                                                          Я. Аким
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём  
                         Е. Трутнева
 
3.  Использовать олицетворения в прямом и переносном значении и только в переносном
Я начну предложение, а ты его закончи. 
Весёлые ручейки по дорогам (что делают?). Деревья под снегом (что делают?). Крупные капли дождя по стёклам  (что делают?). Ветки красной рябины к нам в окно (что делают?)
По голубому небу облака  (что делают?). Целую неделю дождь (что делает?). Зимой злая вьюга (что делает?). Узоры на стекле мороз (что делает?). Белый снег всю землю (что сделал?)
Фразеологический оборот – это семантически несвободное сочетание слов, которое не составляется в процессе высказывания, а воспроизводится в устойчивом лексика – грамматическом  составе с закреплённой за ним семантикой.
         Для исследования понимания фразеологических оборотов, имеющих структуру сравнения, помогут задания. Целью таких заданий является - научить соотносить фразеологические обороты и подбирать эквивалентные выражения и объяснять их значение в контексте предложения.
1. Когда так говорят? Скажи по-другому. Например: плетётся как черепаха – медленно идёт. Как на иголках. Как о стенку горох. Как в воду опущенный. Как ветром сдуло. Как гром среди ясного неба. Задрожал как осиновый лист. Как сквозь землю провалился. Лил как из ведра.
2. Объясни, что это значит. Например: брат пришёл из школы как в воду опущенный – он был расстроен. Дождь на улице лил как из ведра. Эта новость как гром среди ясного неба. Кота с кровати как ветром сдуло. Сколько раз объясняли как о стенку горох.
          Работа с фразеологизмами привлекает внимание детей к необычным выражениям, а подбор синонимов и антонимов к фразеологизмам развивает осознание обобщённого смысла малых фольклорных форм («зарубить на носу» - запомнить навсегда, «повесить голову» - загрустить).
Хочу отметить, что   умение использовать разнообразные языковые средства в своей речи помогает при создании собственных сочинений. Поощряя  творческие проявления детей в области слова,  предлагаю детям задания на придумывание сказок, рассказов, загадок. («Жила-была река», «Как люди речку обидели», «Интервью у солнца», «Случайная встреча» и т. д.)
Я  стараюсь воспитывать  у детей любовь к книге, художественной литературе, способность чувствовать художественный образ и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.  В этом мне помогают рассказы  В. Бианки, Т. Снегирёва, Л. Толстого, К. Ушинского, Е. Двинина,
М. Пришвина, В. Дранишникова; стихотворения Е. Серовой, И. Токмаковой, О. Высоцкой,  А. Плещеева, Ф. Тютчева, Н. Колычева и др.
Категория: делимся опытом | Добавил: sailarxxx (17.11.2013)
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Пообщаемся

Страничка педагога

Статистика

Дистанционное обучение

Социальные ролики

Форма входа

Поиск

Карта сайта

Наш опрос
Каким способом Вы получаете информацию о деятельности ДОУ?
Всего ответов: 17

Федеральные сайты